Азиатского неоклассика Цай Мин-Ляня называют самым чувственным, шокирующим режиссером. На предыдущем его фильме, порно-эротическом мюзикле "Капризное облако", зрители смеялись до слез. Теперь негодующе уходят с половины сеанса: спустя год после мировой премьеры до России наконец дошла его картина "Не хочу спать одна"
На его счету все мыслимые награды: "Золотой лев" Венеции за "Да здравствует любовь", два "Серебряных медведя" Берлинале за "Реку" и "Капризное облако", премия в Каннах за фильм "Дыра". Без награды не оставалась ни одна его работа. В этом году Цаю исполнится 50 лет - о нем давно уже пишут диссертации и толстые книги. А он продолжает удивлять и восхищать.
Цай - открытый гей и во всех фильмах снимает своего бойфренда Ли Кан-Шена, за что регулярно попадает под горячую руку общественности. Когда-то сами же геи жестоко критиковали его за показ инцеста между отцом и сыном в картине "Река". Постоянно недовольны и феминистки: мол, женщины в его фильмах безвольны, примитивны и забиты. Последний фильм власти Малайзии вообще запретили. Правда, потом смягчились и попросили убрать лишь несколько неудобных сцен.
Над фильмами Цай Мин-Ляня критики разрываются от интерпретаций. Любовь, желание, одиночество облачаются здесь в самые причудливые метафоры. Чтобы не разводить болото вкусовщины. Вот отрывки из интервью самого режиссера.
О порночитать дальше"Молодые люди, не колеблясь, продают свои тела в обмен на модные товары. Если они так жестоко обращаются со своими телами, разве они могут использовать свои тела, чтобы любить кого-то или быть любимыми?"
"Во всех порнофильмах есть что-то очень странное. Мне кажется, что в этих фильмах часть тела как бы умирает, то же можно сказать и в отношении зрителя порно. Когда ты смотришь порнофильм, часть тебя умирает, потому что человек там превращается в товар".
"У каждого есть свой стандарт, каждый имеет в виду что-то свое под словом "порно". В Сингапуре, к примеру, есть закон, запрещающий показываться нагишом перед соседями по лестничной клетке, - за это могут привлечь к уголовной ответственности. Так что снимать порно можно, но к окну лучше при этом не приближаться: вдруг увидят!"
"На Тайване можно снимать порно, но ни в коем случае нельзя показывать лобковые волосы. Как хочешь, но вырежи эти кадры. Когда я снимал мой первый фильм, "Бунтовщики неонового бога", там была сцена, в которой Ли Кан-Шен принимает душ. Я по чистой случайности показал волосы там, где не надо... и из-за этого весь эпизод был вырезан!"
О киночитать дальше"Лично я, вернее я как режиссер, - созерцатель, я созерцаю реальность. В своих фильмах я хочу дать зрителю предмет созерцания, возможно, я подталкиваю зрителя к тому, что он начинает видеть какие-то определенные вещи, но я не хочу их ограничивать и давать простые ответы. Я думаю, что именно в этом проблема голливудского стиля. Он рассказывает очень простые истории успеха, победы и так далее. Но эти истории лишь становятся очередной притчей из тех, что заставляет тебя плакать или смеяться. Просмотр еще одного такого фильма ничего не меняет, потому как ничего общего с вашей жизнью эти истории не имеют".
"Никто, и тем более ни один фильм, не даст вам ответ на вопрос, что есть жизнь. Такие вещи каждый человек определяет для себя самостоятельно. Все, на что способно кино, - заставить человека понять, что он способен испытывать те или иные чувства. Кино напоминает о чувствительности".
"Главная задача моих фильмов - поиски правды, а нет ничего правдивее человека наедине с самим собой. Когда человек один, ему не нужно играть перед другими. Он просто делает то, что хочет, и становится тем, кто он есть на самом деле. Например, я испытываю наибольшее наслаждение, когда писаю. Это момент, когда я совершенно один и не должен ни перед кем ломать комедию".
О себе
читать дальше"Я - китаец, родившийся и выросший в Малайзии, проживший там первые двадцать лет своей жизни. Даже сегодня я не чувствую себя ни малазийцем, ни тайваньцем. В каком-то смысле я могу приехать куда захочу и вписаться, но я никогда не испытаю чувства принадлежности".
"Я вырос в маленькой деревушке, где большинство жителей принадлежат к рабочему классу. Мой дед был фермером. Мой отец продавал чашки с лапшой на улице. Я вырос, помогая ему продавать лапшу и моя чашки. После смерти деда бабушка открыла салон для игры в маджонг, чтобы зарабатывать на жизнь. Играть в салон приходили люди, принадлежавшие ко всем слоям общества. Я видел так много эксцентричных персонажей, которых можно было бы отнести к "самой нижней ступени социальной лестницы". Но я ощущаю близость к этим людям, потому что вырос среди них. В своих фильмах я не даю оценок героям. Будь они геи или актеры порнофильмов, у них такие чувства, как и у остальных людей. Все они люди".
"Для меня одиночество и секс - моменты, когда люди демонстрируют свою подлинную сущность; среди кинематографических средств выражения нет более подлинных, чем одиночество и секс. Моя конечная цель - докопаться до правды человеческих отношений. Иногда даже мои актеры задают вопрос: "Режиссер Цай, нам действительно нужно в фильме дойти до таких крайностей?" Я отвечаю, что да. Это мой метод добиваться правды".